Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан


 

Должностные лица Следственного комитета Российской Федерации и его подразделений рассматривают обращения и осуществляют прием граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации». В целях установления в системе Следственного комитета Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и приема граждан принята Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан, утвержденная приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 № 17, действие которой не распространяется на заявления и сообщения о преступлениях, жалобы на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей, ходатайства по уголовным делам в связи с осуществлением досудебного производства в рамках уголовно-процессуального законодательства.

Должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации к рассмотрению принимаются обращения (жалобы) граждан и должностных лиц, содержащие точные данные о почтовом адресе и фамилии направившего его лица.

В том случае, если в обращении отсутствуют сведения, достаточные для его разрешения, оно в 7-дневный срок возвращается заявителю с предложением восполнить недостающие данные.

Не подлежат разрешению обращения (запросы), содержание которых отражает намерение авторов вмешаться в деятельность органов Следственного комитета при расследовании уголовных дел, обращения, в которых имеются оскорбительные выражения, а также обращения, лишенные смысла.

Обращения граждан, должностных лиц и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации. В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Обжалование действий (бездействий) и решений должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющих уголовное преследование, осуществляется в соответствии со статьями 123-125 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Такая жалоба может быть подана участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Указанная жалоба рассматривается руководителем следственного органа в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Постановление следователя, руководителя (заместителя руководителя) следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) следователя, руководителя (заместителя руководителя) следственного органа, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. Такая жалоба может быть подана заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно через следователя, руководителя следственного органа.

Следует отличать жалобы (просьбы участника процесса устранить нарушения закона), подлежащие рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ и ходатайства по уголовным делам.

Ходатайство – это обращение участника процесса с просьбой совершить процессуальное действие или принять процессуальное решение для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, его заявившего, либо представляемого им лица.

Ходатайства заявляются лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, и рассматривается в порядке ст. ст. 119-122 УПК РФ. Срок рассмотрения ходатайства составляет 3 суток со дня его заявления. Днем заявления ходатайства следует считать дату его регистрации. По результатам рассмотрения следователем выносится постановление об удовлетворении ходатайства, либо о полном или частичном отказе. После рассмотрения оригинал ходатайства приобщается к материалам уголовного дела.

Решение вопросов законности и обоснованности действий и решений сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации не входит в компетенцию органов Следственного комитета Российской Федерации. Заявления, в которых выражается несогласие с произведенными процессуальными действиям или принятыми процессуальными решениями должностных лиц указанных органов, не могут быть разрешены по существу должностными лицами органов Следственного комитета Российской Федерации и подлежат направлению в компетентные органы.

При несогласии с действиями и решениями сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации граждане вправе обжаловать их вышестоящему руководителю должностного лица государственного органа, с действиями и решениями которого они не согласны, или обратиться в суд.

В случае несогласия с приговором суда, вступившим в законную силу, следует руководствоваться разделом 15 УПК РФ, регламентирующим порядок и основания обжалования судебного решения. Рассмотрение жалоб указанной категории также не входит в компетенцию следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.