Итоги работы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области по приему граждан за 2016 год


Во исполнение приказа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 № 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области (далее – следственное управление) обобщены результаты работы по рассмотрению обращений  и приему граждан за 2016 год.

Работа с письменными обращениями осуществлялась в соответствии с требованиями федерального, а также уголовно-процессуального законодательства, организационно-распорядительных документов Следственного комитета Российской Федерации и следственного управления. 

Согласно статистическим данным количество рассмотренных в 2016 году в следственном управлении и его территориальных подразделениях составило 1 823 обращения, что свидетельствует о снижении (–17,8 %) по сравнению с аналогичными показателями прошлого года (далее – АППГ) или – 2 219 обращений.

Снижение числа обращений обеспечено за счет жалоб и обращений, не относящихся к компетенции следственных органов Следственного комитета, количество которых снизилось в исследуемом периоде  (– 26,3%). Всего в 2016 году 666 обращений, из числа поступивших, направлены следственным управлением для рассмотрения в соответствии с компетенцией в иные ведомства, а также в органы прокуратуры (АППГ - 903). 

В связи с меньшим количеством обращений удельный вес разрешенных по существу вырос (+5,9%) и составил в текущем году 57,5% от общего числа рассмотренных или 1 048 обращений (АППГ -  51,6% или 1 146).

Доводы  каждого обратившегося гражданина тщательно проверяются как       в территориальных подразделениях следственного управления, так и в подразделениях аппарата следственного управления. Решения об отклонении жалоб принимаются только после всестороннего изучения соответствующих материалов и уголовных дел. Ответ на обращение дается заявителю  со ссылкой на закон и разъяснением, почему те или иные доводы не приняты во внимание.

В исследуемом периоде текущего года снизилось  (–36,8%) количество жалоб на процессуальные действия и решения следователей, руководителей следственных органов.

В частности, в порядке ст.124 УПК РФ разрешено 139 обращений (АППГ - 220), при этом удельный вес указанной категории обращений от числа рассмотренных по существу также стал меньше и составляет 13,2 % (АППГ – 19,2 %).

 В 2016 году граждане продолжали использовать свое право, предусмотренное ст. 125 УПК РФ.  Отмечено, что в исследуемом периоде  количество жалоб, рассмотренных судом в порядке ст. 125 УПК РФ, снизилось  (–32,4%). Всего в судебном порядке рассмотрено 25 жалоб граждан на действия и решения следователя, руководителя следственного органа (АППГ –  37), из которых количество удовлетворенных составило 10,8 % от общего числа рассмотренных судами жалоб (АППГ – 16,0 %).

 Одним из способов общения с гражданами, выявления как негативных, так и положительных сторон деятельности является прием граждан.

В следственном управлении данная работа ведется на плановой основе, ежеквартально обобщаются и размещаются на сайте следственного управления сведения о личном приеме руководителями (заместителями руководителя) следственного управления, руководителями аппарата и территориальных подразделений следственного управления.  

Руководством следственного управления, а также территориальных следственных органов следственного управления в 2016 года принимались меры к реализации права граждан на обращение. 

В  частности, в 2016 году  принято граждан больше (+ 13,4 %), чем в аналогичном периоде прошлого года или 390 граждан (АППГ- 344). В том числе количество граждан принятых руководителем следственного управления возросло (+34,5%) и составило 74 (АППГ - 55).

В исследуемом периоде продолжена работа прямой линии телефонной связи граждан с руководителем следственного управления. Всего в следственном управлении за  2016 год  состоялось 23 линии прямой телефонной связи граждан с руководителем следственного управления (АППГ - 23).Обратившимся гражданам даны исчерпывающие разъяснения.

С учетом требований приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 21.01.2011 № 13 «О совершенствовании приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации»  в 2016 году руководителем осуществлено 33 выезда на личный прием, при этом принято 40 граждан, заместители руководителя следственного управления выезжали на территории, подчиненные следственному управлению, 7 раз, при этом приняли на личном приеме 29 граждан. В практику введено проведение в ходе указанных выездов рабочих встреч с прокурорами районов, руководителями правоохранительных органов УМВД России по Мурманской области, главами администраций муниципальных образований, на которых обсуждаются вопросы взаимодействия соответствующего следственного отдела с указанными органами, выстраиваются деловые взаимоотношения, способствующие выполнению главной задачи, поставленной перед органами Следственного комитета Российской Федерации - оперативное и качественное расследование уголовных преступлений.                                                             

Для оперативного реагирования на обращения по вопросам зашиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в соответствии с требованиями приказа Следственного комитета Российской Федерации от 23.07.2012 № 42, в 2016 году продолжен прием обращений граждан по телефонной линии «Ребенок в опасности». В частности, поступило 7 обращений (АППГ –11), информация по каждому незамедлительно сообщалась дежурному по УМВД Мурманской области,  принимались меры реагирования.  

Для информирования населения следственным управлением на постоянной основе осуществляется информационно-разъяснительная работа о функционировании телефонной линии «Ребенок в опасности».

Продолжена практика совместных выездов руководителя следственного управления и Уполномоченного по правам ребенка в Мурманской области в детские учреждения, предназначенные для летнего отдыха детей, а также в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которых детям разъясняются возможности телефонной линии «Ребенок в опасности».  

Кроме того, вопрос эффективности работы линии «Ребенок в опасности» рассмотрен на расширенном совещании с представителями общеобразовательных учреждений в Министерстве социального развития Мурманской области, а также 14.12.2016 на Общественном Совете следственного управления.   

В целях расширения возможности граждан реализовать конституционное право на личное обращение, распоряжением руководителя следственного управления от 11.03.2013 № 35/12р продолжен личный прием граждан руководителем следственного управления в приемной Президента Российской Федерации в Мурманской области. На основании графика, утвержденного Главным федеральном инспектором в Мурманской области Аппарата полномочного Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, в 2016 года проведен личный прием граждан (09.02.2016, 19.05.2016, 08.09.2016, 17.11.2016) (АППГ - 4).

С целью реализации поставленных задач в рассматриваемой сфере  деятельности, а также оперативного реагирования на сообщения О коррупционных проявлениях в деятельности следственных органов  продолжен круглосуточный прием обращений граждан по «телефону доверия», который осуществляется в строгом соответствии с установленными требованиями, в режиме диалога заявителя с дежурным по следственному управлению, обеспечена запись разговора. В анализируемом периоде по «телефону доверия» поступило 4 сообщения (АППГ – 7).Все обращения направлены для рассмотрения по принадлежности в органы прокуратуры и иные министерства и ведомства.

В 2016 года в следственном управлении проведен ряд мероприятий направленных на совершенствование организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан.

В частности, ежеквартально обеспечивался анализ обращений и жалоб, поступивших в следственное управление из центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации. Вопросы состояния работы по рассмотрению обращений и приему граждан в следственном управлении находились в центре внимания руководства и являлись предметом обсуждения на коллегиях следственного управления, а также на оперативных совещаниях при обсуждении результатов работы территориальных следственных отделов и отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления.

С целью повышения профессионального уровня сотрудников, осуществляющих рассмотрение обращений и прием граждан,   проводились стажировки, оказывалась практическая и методическая помощь по рассмотрению обращений и приему граждан.

 В целом организация работы по рассмотрению обращений и приему граждан в следственном управлении и его подчиненных следственных органах строится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, организационно-распорядительных документов Следственного комитета Российской Федерации и следственного управления. В дальнейшем также будет направлена на неукоснительное исполнение законодательства, соблюдения всеми должностными лицами следственного управления установленного порядка рассмотрения обращений граждан, искоренения случаев формального отношения к проверке доводов заявителей, принятие только законных и обоснованных решений.